Сценарий мастер-класса для педагогов «Как организовать дистанционное обучение»

Участники
Педагоги
Цель
Усвоение и последующее применение в работе дистанционных технологий обучения
Задачи
Рассказать педагогам о дистанционных формах обучения; объяснить, как пользоваться ресурсами из рекомендаций Минпросвещения; показать, как проводить онлайн-уроки в Skype; научить проводить различные формы уроков (лекция, опрос и др.) в онлайн-трансляциях на базе VKontakte и YouTube; разъяснить возможности использования соцсетей (VKontakte, «Одноклассники») для поддержания контакта с учениками, которые находятся на дистанционной форме обучения
Материалы
Презентация, памятка
Примерное время
60 мин

Проведите мастер-класс по организации дистанционного обучения для педагогов вашей школы. После мастер-класса разошлите в помощь учителям полезные материалы: памятку и презентацию.

Этап 1. Выбор формы дистанционного обучения

10 мин

Презентация «Как организовать дистанционное обучение»

Заместитель директора:

Добрый день, коллеги! Сегодня я расскажу вам про дистанционное обучение и научу вас использовать онлайн-технологии.

Заместитель директора переключает презентацию на второй слайд.

1
Заместитель директора:

Всего форм дистанционного обучения три: классическое дистанционное обучение, онлайн-уроки и смешанная форма.

Теперь поговорим подробнее о каждой из них.

Заместитель директора переключает презентацию на слайд 3.

2
Заместитель директора:

Начнем с классической формы дистанционного обучения. Чтобы реализовать дистанционное обучение в этой форме, вам достаточно подготовить и направить ученикам материалы для самостоятельного изучения тем. К каждой теме вы планируете «контрольные точки» – задания, с помощью которых можно оценить, усвоил школьник тему или нет. Контрольные точки также решают проблему с накопляемостью отметок.

Теперь перейдем к обсуждению онлайн-уроков. Для организации работы в этой форме учитель должен обладать необходимыми ИКТ-компетенциями: уметь пользоваться как базовыми компьютерными возможностями, так и расширенным пакетом ПО. В расширенный пакет ПО входят программы и сайты, с помощью которых вы сможете проводить онлайн-трансляции уроков или направлять уже существующие материалы школьникам, как в РЭШ или МЭШ.

Последняя форма – смешанная. Она подразумевает чередование форматов обучения. Получается, что вы будете планировать для разных тем разные виды деятельности. Например, можно дать школьникам параграф из учебника на самостоятельное изучение, а потом провести фронтальный опрос в рамках онлайн-трансляции.

3

Этап 2. Использование методических рекомендаций Минпросвещения

10 мин
Заместитель директора:

Теперь посмотрите ресурсы, которые рекомендовало Министерство просвещения для методической поддержки дистанционного образования.

Заместитель директора демонстрирует слайды 4 и 5. Педагоги изучают таблицу со списком ресурсов. Обсуждают их.

1
Заместитель директора:

Эти ресурсы можно использовать как для классического дистанционного изучения, так и для онлайн-уроков. Ознакомьтесь с возможностями каждой платформы и выберите для себя подходящую. Потом нужно будет внести коррективы в рабочие программы в части форм организации обучения и технологий.

2

Этап 3. Проведение онлайн-уроков

25 мин
Заместитель директора:

Для онлайн-уроков вам нужны компьютер, веб-камера, микрофон и стабильное интернет-соединение.

Сейчас давайте посмотрим, какое программное обеспечение можно использовать для онлайн-уроков.

Заместитель директора включает слайд 6.

1
Заместитель директора:

Можно проводить онлайн-трансляции уроков во VKontakte или на YouTube. Можно проводить видео-конференц-звонки с учениками в Skype. Минпросвещения в методических рекомендациях как раз объяснило, как проводить урок с помощью Skype.

Далее заместитель директора включает слайд 7 и рассказывает. Переключает слайды по мере рассказа.

2
Заместитель директора:

.

Шаг 1. Зайдите по ссылке из презентации. После мастер-класса я ее всем отправлю.

Шаг 2. Создайте ссылку: нажмите на кнопку «Создать бесплатное собрание».

Шаг 3. Скопируйте ссылку на собрание и отправьте ее ученикам. Затем нажмите на кнопку «Позвонить».

Шаг 4. Нажмите на кнопку «Присоединиться как гость».

Шаг 5. Введите свое имя и нажмите на кнопку «Присоединиться».

Шаг 6. Нажмите на кнопку «Позвонить».

Для разных видов уроков используйте разное ПО. Например, урок-лекцию можно провести во VKontakte, а урок-опрос в конференц-звонке Skype.

Консультации с учениками тоже можно проводить в онлайн-формате. Формы контроля могут быть как текущими, когда ученик получает подсказки по решению заданий, так и проверочные, когда учитель сам определяет время выполнения и количество заданий.

Заместитель директора переключает презентацию на слайд 9.

3

Этап 4. Поддержание контакта с учениками

15 мин
Заместитель директора:

Минпросвещения рекомендует использовать для поддержания контакта и дистанционного обучения в целом ресурсы таких социальных сетей, как «Одноклассники» и VKontakte. В соцсетях можно организовать чат класса, выдавать задания в группах, контролировать выполнение. Посмотрите на слайде, какие еще возможности предоставляют соцсети.

Обе социальные сети подготовили подробные инструкции, как педагогам использовать их ресурсы для дистанционного обучения. Перейдите по ссылкам из презентации и изучите материалы. Это поможет вам продуктивно и с меньшим трудом перестроить свою работу.

1

Татьяна Барило,
эксперт Системы Завуч